Проза русского сентиментализма.

План

1. «Письма русского путешественника». Традиции западноевропейской и русской литературы путешествий. Синтез жанров.

2. Тематика «Писем…». Общественно-политическая и культурная жизнь Европы глазами русского путешественника. Энциклопедичность повествования, приемы создания иллюзии подлинных писем.

3. Автор в «Письмах русского путешественника».

4. Повесть «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Субъективизм повествования. Литературный контекст повести.

5. Проблема историзма в повестях Н.М. Карамзина «Наталья, боярская дочь» и «Марфа-посадница, или Покорение Новгорода». Сопоставительный анализ.

6. Гражданский пафос и сентименталистская чувствительность в «Путешествии из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева.

7. Сюжетно-композиционная структура «Путешествия». Значение оды «Вольность», Речи о Ломоносове.

Практическое задание

1. Описать историческую эпоху повестей «Наталья, боярская дочь» и «Марфа-посадница»: реально-исторический и вымышленный планы повествования, признаки сентиментализма.

2. Прочитать 7-8-й блоки текстов для обязательного изучения.

Доклад

Обзор работы: Топоров В.Н. «Бедная Лиза»: Опыт прочтения. – М., 1995.

Литература

Тексты

1. Карамзин Н.М. Бедная Лиза // Карамзин Н.М. Сочинения: В 2 томах. – Л., 1984. – Т.1. – С. 506-519.

2. Карамзин Н.М. Марфа-посадница, или Покорение Новгорода // Карамзин Н.М. Сочинения: В 2 томах. – Л., 1984. – Т.1. – С. 543-584.

3. Карамзин Н.М. Наталья, боярская дочь: повести. – М., 1988. – С. 18-52.

4. Карамзин Н.М. Письма русского путешественника // Карамзин Н.М. Сочинения: В 2 томах. – Л., 1984. – Т.1. – С. 55-504.

5. Радищев А. Н. Путешествие из Петербурга в Москву. Вольность. СПб., 1992.

6. Радищев А. Н. Полное собрание сочинений. М.; Л., 1938-1952.

Учебники

1. Гуковский Г.А. Русская литература XVIII века. – М., 1998. – С. 423-441.

2. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII века. – М., 2000. – С. 365-389.

Научно-исследовательская литература

1. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. «Письма русского путешественника» Карамзина и их место в развитии русской культуры // Карамзин Н.М. Письма русского путешественника. – Л., 1984. – С. 525-606. Или: Лотман Ю.М. Карамзин. – СПб., 1997. – С. 484-564.

2. Кулакова Л. И. Композиция «Путешествия из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева. Л., 1972.

3. Кулакова Л. И., Западов В. А. А. Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву». Комментарии. Л., 1974.

4. Лотман Ю.М. Политическое мышление Радищева и Карамзина и опыт французской революции // Великая французская революция и русская литература. Л., 1990.



5. Николаев Д.П. «Я вспомнил Россию, любезное отечество…» (Россия, русские люди и русская нация на страницах «Писем русского путешественника» Н.М. Карамзина) // Русская литература как форма национального самосознания. XVIII век. – М., 2005. – С. 628-681.

6. Орлов В. Н. Радищев и русская литература. Л., 1982.

7. Топоров В.Н. «Бедная Лиза» Карамзина: Опыт прочтения. – М., 1995.

8. Федоров В.И. Литературные направления в русской литературе XVIII века. – М., 1979. – С. 93-122.

Проверка знания текстов.

Итоговое практическое занятие. Письменная проверочная работа на знание художественных произведений, предложенных для обязательного изучения.

СПИСОК ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ

ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

БЛОК

· История о российском матросе Василии Кориотском.

· Феофан Прокопович. Лирика (по выбору).

· А.Д. Кантемир На хулящих учение. К уму своему (сатира I); Филарет и Евгений. На зависть и гордость дворян злонравных (сатира II).

БЛОК

· В.К. Тредиаковский. Переводные романы: «Езда в остров любви», «Тилемахида» (в отрывках). Лирика (2-3 стихотворения из цикла «Стихи на разные случаи»). Новый и краткий способ к сложению российских стихов.

· М.В. Ломоносов. Письмо о правилах российского стихотворства. Предисловие о пользе книг церковных в российском языке. Разговор с Анакреоном. Письмо о пользе стекла. Случились вместе два астронома в пиру. Кузнечик. Памятник. Гимн бороде. Ода на день восшествия…имп. Елисаветы Петровны…1747 года. Утреннее размышление о Божием величестве. Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния.

БЛОК

· А.П. Сумароков. Трагедия «Димитрий Самозванец», комедия «Рогоносец по воображению», «Хор ко превратному свету», 2-3 песни и басни (по выбору).

· Г.Р. Державин. Фелица. Вельможа. Властителям и судиям. Евгению. Жизнь званская. Приглашение к обеду. На смерть князя Мещерского. Бог. Водопад. Анакреонтическая лирика. Объяснения на сочинения Державина (автоком­ментарии к перечисленным выше стихотворениям).



БЛОК

· Журнальная сатира 1769-1774. Полемика о сатире в журналах «Трутень» и «Всякая всячина». Рецепт для г-на Безрассуда. Копии с отписок («Трутень»). Письма к Фалалею. Отрывок путешествия в ***.

· И.А. Крылов. Журналы «Почта духов», «Зритель» (восточная повесть «Каиб», Похвальные речи).

БЛОК

· М.Д. Чулков. Роман «Пригожая повариха» (в отрывках).

· М.М. Херасков. Трагедии «Венецианская монахиня».

БЛОК

· В.И. Лукин. Мот, любовью исправленный. Щепетильник (прочесть одну из комедий).

· Я.Б. Княжнин. Трагедия «Вадим Новгородский», комедии «Хвастун» или «Чудаки», комическая опера «Несчастье от кареты».

· В.В. Капнист. Комедия «Ябеда».

· Д.И. Фонвизин. Недоросль.

БЛОК

· И.Ф. Богданович. Поэма «Душенька».

· В.И. Майков. Поэма «Елисей, или Раздраженный Вакх».

· «Легкая поэзия» М.Н. Муравьева, Н.А. Львова (4-5 стихотворений по выбору).

· И.И. Дмитриев. Ермак. К Волге. Элегия (Подражание Тибуллу). К Гавриле Романовичу Державину. Стансы к Н…М…К*** (Н.М. Карамзину). Ода П.П.Б. (П.П. Бекетову). Стихи на игру Дица. Песни «Стонет сизый голубочек…», «Ах, когда б я прежде знала…».

БЛОК

· Н.М. Карамзин. Письма русского путешественника (в сокращении). Повести «Бедная Лиза»,«Остров Борнгольм». Лирика: «Послание к Александру Алексеевичу Плещееву», «Поэзия», «К бедному поэту», «Странности любви, или Бессонница», «Непостоянство», «К милости», «Тацит».

· А.Н. Радищев. Письмо к другу, жительствующему в Тобольске. Житие Ф.В. Ушакова. Дневник одной недели. Путешествие из Петербурга в Москву.

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Текущий контроль в форме индивидуальных консультаций (проверка чтения научно-исследовательской и художественной литературы; проверка тетрадей с записью лекций, читательских дневников, знания тем, вынесенных на самостоятельное изучение; опрос в ходе практических занятий), промежуточный контроль – экзамен.

Тематику докладов, предлагаемых для подготовки студентам см. в планах практических занятий. Домашние задания см. в методических рекомендациях студенту.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Русский классицизм. Философская, идеологическая, по­этическая основы. Эстетическая позиция писателей. Национальная специфика.

2. Литература первых десятилетий XVIII века. Анонимные повести (темы, сюжеты, герои). Театр. Драматургия.

3. В.К. Тредиаковский. Лирика. Переводы. Реформа стихосложения.

4. А.Д. Кантемир. Специфика жанровой модели сатир Кантемира. Приемы создания образов.

5. М.В. Ломоносов. Личность, творческий путь. Труды по теории стихотворства, в области литературного языка. Эстетический манифест «Разговор с Анакреоном».

6. Поэзия М.В. Ломоносова. Ода как жанр. Поэтический канон. Научная и религиозно-философская лирика.

7. Творческая эволюция А.П. Сумарокова-драматурга. Жанровый состав его драматургического наследия. Анализ одной из пьес.

8. Жанровый состав лирики А.П. Сумарокова. Абстрактно-поэтический пси­хо­логизм песен, автор-повествователь и аллегория в баснях.

9. Журнальная сатира 1769–1774 годов. Полемика «Всякой всячины» и «Трутня» по вопросам задач и характера сатиры. Новаторский характер сатиры Н.И. Новикова.

10. Жанр «слезной» комедии в творчестве В.И. Лукина. Охарактеризовать одну из комедий.

11. Драматургия Д.И. Фонвизина. Комедия «Недоросль». Проблема просвещения разума и сердца и ее решение. Три единства в построении действия.

12. Творчество Я.Б. Княжнина. Трагедии, комедии, комиче­ская опера «Несчастье от кареты».

13. В.В. Капнист. Комедия «Ябеда» – жанр высокой комедии. Проблемы тирании и судейского беззакония и способы их разре­шения.

14. Литературная деятельность В.И. Майкова. Ирои-комическая поэма «Ели­сей, или Раздраженный Вакх». Бурлеск и пародия в сюжетной конструкции.

15. Ирои-комическая поэма И.О. Богдановича «Душенька» Мифологическое и фольклорное начала в поэме. Авторское отно­шение к изображаемому. «Легкий слог» в лирике Богдановича.

16. Г.Р. Державин. Общая характеристика творческого пути. Тематическая классификация поэзии Державина. Тема Фелицы в творчестве Г.Р. Державина. Новаторство Державина-одописца.

17. Религиозно-философская и анакреонтическая лирика Г.Р. Державина.

18. М.М. Херасков. Трагедия «Венецианская монахиня». Про­блема нрав­ст­вен­ного долга и судьбы. Лирика, ее поэтика.

19. Журнал И.А. Крылова «Почта духов». Бытописание и философские проблемы. Композиция, сюжетные линии, сатирическая типология.

20. Истоки и поэтика русского сентиментализма.

21. Н.М. Карамзин. «Письма русского путешественника» как«зеркало души» автора. Очерковое и историческое начала «Писем…».

22. Повести Н.М. Карамзина как произведения сентиментализма. Анализ одной из повестей.

23. Лирика Н.М. Карамзина. Тематика, эстетика, поэтика, концепция личности чувствительного человека.

24. Жанровое разнообразие лирики И.И. Дмитриева. Анализ одного из стихотворений.

25. Жанровые формы раннего творчества А.Н. Радищева: «Письмо к другу, жительствующему в Тобольске», «Житие Ф.В. Ушако­ва». «Дневник одной недели» как произведение сентиментализма.

26. А.Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву». Особенности жанра, структуры. Автор и герой-рассказчик.

7. Учебно-методическое обеспечение

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Учебники, учебные пособия


raschet-svarnoj-glavnoj-balki.html
raschet-szhatogo-poyasa-derevyannoj-fermi.html
    PR.RU™