Процесс мышления проходит ряд этапов.

I Формулирование задачи (вопроса): определение предмета мышления и направления мыслительного процесса

II Решение поставленной задачи (т. е. мыслительный про­цесс) с использованием методов анализа и синтеза, путем осуществления различных умственных операций: сравнения, классификации, систематизации, обобще­ния, абстрагирования, конкретизации

III Достижение нового знания, которым раньше человек не владел

Мышление обладает личностным характером. Это про­является в том, какие задачи привлекают внимание того или иного человека, как он решает каждую из них, какие испыты­вает чувства при их решении. Субъективный момент выступа­ет и в сложившихся у человека отношениях к тому, что он решает, и в условиях, в которых этот процесс протекает, и в со­вершенстве используемых методов, и в богатстве знаний и успешности их применения.

Отличительной особенностью мыслительной деятельнос­ти является включение в этот процесс эмоционально-волевых сторон личности, которые проявляются: в форме побужде­ний, мотивов, ради которых человек берется за трудную мыс­лительную работу; в форме реакции на сделанное открытие, на найденное решение или постигшую неудачу (радость, гор­дость, уверенность в себе; досада, огорчение, уныние, апатия и т. д.); в отношении, которое испытывает человек к содер­жанию самой задачи.

Мышление — сложное социально-историческое явление. Его развитие характеризуется усилением абстрагирования и обобщения.

Особенности мышления

Первобытного человека - чувственная конкретность и предметность.

Современного человека - большие обобщающие способ­ности.

На разных этапах развития человека, его мыслительных способностей доминировали разные типы мышления.

Типы мышления

Тип Его сущность
Образное Задача дана наглядно, в конкретной форме. Мышление, при котором задачи человеком решаются не путем манипуляций с реальными, материальными предметами, а путем внутренних, психологических действий и преобразований образов этих предметов. Способом ее решения будет практическое действие. Свойственно первобытному человеку и людям первых земных цивилизаций. Данный вид мышления появляется у детей в возрасте 3—4 лет (составление пирамидки путём соотнесения). Изготовления орудия труда.
Понятийное (теоретическое) Задача поставлена как теоретическая. Способом ее решения будет использование абст­рактных понятий, теоретических знаний. Это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Свойственно современному человеку. Теоретическое понятийное мышление характерно для научных теоретических исследований.
Знаковое Обусловлено проникновением в человеческое мировоззрение точных наук и их формализо­ванными знаниями, искусственными, знако­выми языками. Знание существует в языковых знаках (зна­ки-сигналы, знаки-признаки и т. п.), которые в качестве своего значения имеют познава­тельный образ тех или иных явлений, процес­сов объективной реальности. Наука все чаще и эффективнее использует символику как средство выражения резуль­татов мыслительной деятельности

В чистом виде те или иные типы мышления заметить трудно. Целесообразно говорить о преобладании того или ино­го типа.



В процессе мышления человек постепенно открывал в окружающем мире все большее количество законов, т. е. существенных, повторяющихся, устойчивых связей вещей. Сформулировав законы, человек стал использовать их в даль­нейшем познании, что дало ему возможность активно воздей­ствовать на природу и общественную жизнь.

Образец задания

В2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исклю­чением одного, связаны с понятием «мышление».

Образ; язык; представление; темперамент; знак. Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «мыш­ление».

Ответ: Темперамент.

Тема: Познание мира

Познание – активное отражение действительности в сознании человека; процесс постижения им новых фактов, явлений, закономерностей развития природы, общества, человека.

Результат познания – знания.

Знания - Результат процесса познания, истинность которого проверяется в ходе практики; отражение действительности в сознание человека в виде восприятий, представлений, понятий, суждений и теорий. Это такое содержание сознания, которое получено человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира. Термин знания обычно употребляется в трех основных смыслах:



Знания – это:

Виды знаний:

Житейское или обыденное. Знание, которое человек получает в своей повседневной жизни. Это знание на уровне здравого смысла, рассудка. Оно нередко имеет поверхностный характер.

Научное. Представляет собой упорядоченную систему понятий, из которых складываются теории. Оно отличается высокой степенью обобщения и абстрагирования, глубоким осмыслением фактов и проникновением в природу изучаемого объекта.

Художественное. Совокупность конкретно-чувственных образов, система многозначных метафор и символов, раскрывающих одно явление через другое

Рациональное. Отражение реальности в логических понятиях и категориях.

Иррациональное. (от лат. неразумное) – знание, несоизмеримое с рациональным мышлением и противоречащее ему. Иррациональное знание приносят эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, а также аномальные явления, которые характеризуются парадоксальностью и неподчинённостью законам логики. Предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, а также некоторые явления, например аномальные, характеризующиеся парадоксальностью и не подчиняющиеся законам логики и науки.

Особенности этапов (видов) познания

  1. Чувственное (ощущение – передают лишь отдельные свойства предмета (цвет, вкус, запах, форму, звучание), восприятие (целостный образ предмета, совокупность ощущений), представление (образы, которые сохраняются в памяти человека на основе его прошлых ощущений и восприятий).

Ø непосредственный контакт органов чувств с познаваемым предметом;

Ø наглядность информации;

Ø воспроизведение внешних сторон и свойств объектов

  1. Рациональное (понятие (общие существенные признаки познаваемых объектов фиксируются в понятиях, понятия выражаются в виде отдельных слов или словосочетаний), суждение (высказывание, содержащее определённую мысль. В суждении человека утверждает или отрицает наличие у познаваемого предмета определённых свойств. Суждения строятся на основе понятий), умозаключение (новая мысль, выведенная из нескольких логически связанных суждений)

Ø Логические операции;

Ø Опора на результаты чувственного познания;

Ø Абстрактность и обобщённость;

Ø Выявление существенных признаков, связей, закономерностей, законов.


process-politicheskogo-analiza.html
process-poznaniya-prinosit-radost-oboim-materi-i-rebenku.html
    PR.RU™